Воздухоопорные сооружения
Наряду с монолитными сооружениями существует возможность создания мобильных, быстровозводимых построек, которые представляют собой оболочки из прочной трехслойной ткани, армированной синтетическими волокнами. Воздухоопорные сооружения, как их принято называть, устанавливаются без использования каркасов, закрепляясь лишь на фундаменте. Такие конструкции выгодно использовать там, где нужно быстро возвести помещение большой площади, а затем быстро демонтировать его. Это могут быть спортивные комплексы, шапито, склады, развлекательные и торговые центры, СТО, бассейны и прочие объекты. Себестоимость их содержания в несколько раз ниже, чем у капитальных строений.
Такие конструкции даже можно размещать на плоских крышах зданий, создавая дополнительные этажи. Очень распространено возведение воздухоопорных сооружений осенью, перед зимними холодами. В течение зимы такие конструкции выполняют свои функции, а весной сворачиваются и убираются для хранения. Оставшаяся площадь используется для летних мероприятий.
Воздухоопорное сооружение является куполом, в который постоянно нагнетается воздух от компрессора. Оболочка купола состоит из прочной ткани с ПВХ покрытием, а также изоляционного слоя и защитной пленки. Такое покрытие не только защищает находящееся внутри помещение от ветра и осадков, но и на 90-95 % пропускает солнечный свет. Этим достигается значительная экономия на освещении и подогреве купола, ведь солнечный свет еще и согревает поверхность сооружения.
Сам купол находится под давлением, поэтому для его удержания необходим фундамент. Обычно делают свайный фундамент, вкручивая или забивая в землю металлические или бетонные сваи, к которым крепят купол. Но фундамент может быть и постоянным, возведенным из бетонных блоков или залитый бетоном.
В комплект оборудования, помимо компрессора, входят вентиляционная и отопительная установки, решающие задачу обеспечения постоянного давления воздуха внутри купола и поддержания заданной температуры воздуха. Кроме того, воздухоопорные сооружения оборудованы аварийными установками, которые включаются в работу и нагнетают воздух в купол в случае отказа основной установки или прекращении подачи в купол электричества. Они обычно имеют свой источник питания на базе дизельного двигателя.